Выступление Председателя Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Андрейченко В.П. на открытии восьмой сессии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь четвертого созыва.
В соответствии с Конституцией Республики Беларусь сегодня, 4 апреля 2011 года, начинает работу восьмая сессия Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь четвертого созыва.
Для депутатского корпуса это будет напряженный период. Страна вступила на путь серьезных экономических и социальных преобразований, одобренных четвертым Всебелорусским народным собранием. Их реализация потребует принятия принципиальных правовых решений, затрагивающих многие сферы жизни общества и государства.
Приоритеты и проблематика вопросов экономического блока определены положениями Директивы главы государства № 4 и новой Программы деятельности правительства. Одна из главных задач — обеспечить вхождение Беларуси в первую тридцатку стран по условиям ведения бизнеса.
Свою роль в ее решении должны сыграть законодательные меры, направленные на сокращение сферы лицензирования, развитие отношений аренды и залога, оптимизацию порядка государственной регистрации недвижимого имущества.
Продолжится работа по упрощению административных процедур. Это коснется вопросов обращения с объектами растительного мира, предоставления в обособленное пользование водоемов. Данные меры особенно актуальны с учетом необходимости стимулирования деловой активности в регионах.
С позиции развития предприимчивости и инициативы будет решаться проблема защиты авторских прав. Авторы и иные правообладатели должны быть уверены в том, что закон гарантирует незыблемость их прав, а попытки незаконного использования объектов авторского права будут пресекаться государством.
Необходимо придать дополнительный импульс развитию рекламного рынка. При этом крайне важно найти верное решение проблемных вопросов, выявленных в ходе правоприменительной практики, обеспечить баланс интересов рекламодателей и населения.
Развитие рыночных институтов требует оптимизации процедур разрешения хозяйственных споров, в том числе и за счет более широкого применения альтернативных способов. В ходе сессии будет сделан серьезный шаг в этом направлении путем укрепления статуса третейских судов.
Одна из приоритетных задач — усиление экспортной составляющей экономики. Здесь свою роль призвана сыграть ратификация пакета соглашений в рамках Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России.
Выход на новый уровень стратегического партнерства позволит создать благоприятные условия для свободного движения товаров и услуг, проведения единой конкурентной политики. В выигрыше будет и население. При пересечении таможенной границы можно будет не декларировать денежные средства в размере до 10 000 долларов США. Увеличатся нормы беспошлинного ввоза товаров физическими лицами.
И в целом роль государственных органов в оперативном, а главное качественном решении проблем и нужд людей сегодня возрастает. Необходимо закрыть возможности для проявления формализма и волокиты в работе с обращениями граждан, повысить ответственность должностных лиц. С другой стороны, и заявитель должен действовать в рамках закона. С этих позиций и следует рассматривать законо-проект “Об обращениях граждан и юридических лиц”.
Наиболее объемный блок законопроектов на сессии посвящен социальной тематике. Общим для них является ориентация на повышение качества жизни. В частности, нам предстоит завершить работу над проектом Жилищного кодекса. Затрагивая интересы практически каждого гражданина, он оказывает серьезное влияние на развитие многих сфер жизни общества и государства.
В центре внимания находится укрепление прав собственников жилья. Они получат возможность выселения тех, кто не имеет доли в праве собственности на жилое помещение.
Упростится порядок перевода жилых помещений в нежилые и наоборот, более прозрачной станет система оплаты жилищно-коммунальных услуг.
В то же время законопроект защищает детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей с особенностями психофизического развития, предоставляя им право на получение социального жилья.
Сегодня необходимо активнее внедрять новые схемы финансирования жилищного строительства. На сессии мы вплотную подойдем к решению этой задачи за счет включения в Кодекс норм, стимулирующих развитие ипотеки.
Повысить эффективность использования инвестиционного потенциала населения позволит и правовое закрепление системы жилищных строительных сбережений. Отмечу, что в соответствующий законопроект предполагается включить норму о предоставлении нуждающимся в улучшении жилищных условий ежегодной жилищной премии государства в размере трех с половиной процентов от накопленной суммы.
Определен круг проблем в сфере здравоохранения, которые тоже ждут своего решения. Мы впервые приступаем к правовому регулированию такой чувствительной области, как применение вспомогательных репродуктивных технологий. В поле нашего зрения и вопрос о праве суррогатных матерей на пособия, связанные с беременностью и родами.
Сегодня востребованы жизнью поправки, вносимые в Кодекс о браке и семье. Это в первую очередь конкретизация положений о брачном договоре и об обязанностях супругов, связанных с осуществлением ухода за ребенком-инвалидом, сокращение срока и упрощение порядка заключения брака.
Отличительной чертой сессии станет рассмотрение широкого спектра вопросов культуры. Запланирована корректировка базового закона в этой области.
Необходимо создать условия для перехода к государственно-частному партнерству при финансировании кинопроизводства, обеспечив при этом предпосылки для создания высокохудожественного белорусского кино.
Важную роль в сохранении национального наследия призваны сыграть изменения и дополнения, вносимые в законодательство о музеях и Музейном фонде. На качественно новый уровень нужно поднять и правовое регулирование архивного дела.
Ряд решений предполагается рассмотреть в сферах национальной безопасности, обеспечения законности и правопорядка. Будут законодательно усовершенствованы некоторые аспекты деятельности прокуратуры, борьбы с коррупцией, усилены отдельные меры профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
В условиях открытости экономики, усиления миграционных процессов особую роль призван сыграть проект принципиально нового Закона “О противодействии торговле людьми”. При его рассмотрении нужно решить двуединую задачу.
С одной стороны — поставить заслон тем, кто хочет нагреть руки на человеческой доверчивости и неосведомленности, а также создать эффективную систему защиты и реабилитации жертв торговли людьми. С другой стороны, законопроект должен способствовать расширению международных контактов молодежи в сферах образования, культуры, спорта.
Переходя к международному аспекту нашей деятельности, хотел бы подвести некоторые итоги работы депутатов в межсессионный период по отстаиванию интересов нашей страны на мировой арене.
В связи с этим прежде всего отмечу Заявление Совета Палаты представителей и Президиума Совета Республики, принятое в ответ на резолюцию Европейского парламента по ситуации в Беларуси. В документе ясно и четко сказано, что практика общения с суверенным государством языком санкций, голословных обвинений и предвзятых оценок бесперспективна.
Белорусский парламент открыт к конструктивному диалогу с международными парламентскими организациями и парламентами иностранных государств исключительно на основе взаимного уважения и равноправия.
Такую же принципиальность депутаты проявили и в отношении правомерности применения на территории нашего государства Закона Республики Польша “О карте поляка”.
По предложению белорус-ских граждан и структур гражданского общества этот вопрос был рассмотрен на седьмой внеочередной сессии Палаты представителей.
Депутаты приняли решение предложить Конституционному Суду Республики Беларусь изложить позицию о соответствии этого закона общепризнанным принципам и нормам международного права.
Правовая оценка Конституционного Суда станет прочной основой для продолжения диалога по предметному обсуждению вопросов о выдаче карты поляка в части, затрагивающей интересы белорусской стороны.
Активная работа проводилась и в рамках межпарламентских организаций. Делегация Национального собрания Республики Беларусь приняла участие в 10-й зимней сессии Парламентской ассамблеи ОБСЕ в г.Вене.
На форуме белорусские парламентарии представили информацию о вкладе Беларуси в международные усилия по борьбе с торговлей людьми и по проблематике миграции и интеграции. Члены белорусской делегации подчеркнули, что наша страна полностью выполняет свои международные обязательства в рамках ОБСЕ и готова к развитию прагматичного взаимодействия с этой организацией.
Продолжалась работа по линии парламентского измерения инициативы “Восточное партнерство”. Наша позиция в этом вопросе доведена до председателей комиссий по международным делам стран-партнеров: деятельность Евронест без участия белорусской делегации будет неполноценной и неправомерной с юридической точки зрения. Беларусь готова к сотрудничеству, но только без условий и ограничений.
Среди других значимых событий межсессионного периода отмечу участие депутатов в ежегодной сессии Парламентской конференции по Всемирной торговой организации, а также в мероприятиях по линии Парламентской ассамблеи Черноморского экономического сотрудничества и Межпарламентской ассамблеи православия, программы НАТО “Партнерство ради мира”.
Депутаты активно участвовали в работе комиссий Парламентского Собрания Союза Беларуси и России. На встречах руководства Палаты представителей и секретариатов Межпарламентской ассамблеи Евразийского экономического сообщества и Организации Договора о коллективной безопасности были обсуждены вопросы текущей деятельности и подготовки очередных мероприятий этих организаций.
Предстоящая международная программа также охватывает весь спектр межпарламентского взаимодействия. Планируются визиты в Республику Беларусь парламентских делегаций и парламентариев Азербайджана, Вьетнама, Грузии, Израиля, Италии, Казахстана и Кореи.
Идет проработка наших визитов в Украину, Венесуэлу, на Кубу. Мы намерены принять участие в мероприятиях по линии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, межпарламентских ассамблей СНГ и ЕврАзЭС, Парламентской ассамблеи ОДКБ, в заседании парламентской структуры Центральноевропейской инициативы, 18-м заседании Генеральной ассамблеи Межпарламентской ассамблеи православия, 37-м пленарном заседании Генеральной ассамблеи ПА ЧЭС.
Насыщенность программы международной и межпарламентской деятельности, масштабы и новизна законодательной проблематики потребуют поиска нестандартных решений, готовности брать на себя ответственность. Точно так же мы должны действовать и в избирательных округах. Сегодня особенно важно в режиме реального времени отслеживать социально-экономическую ситуацию на местах, чтобы иметь возможность оказывать максимальное содействие органам исполнительной власти в решении задач по достижению нового качества жизни наших граждан.
В заключение, уважаемые коллеги, хочу поблагодарить вас за хорошую подготовку к сессии и пожелать плодотворной работы.