Законы Минфина: какие ФЗ инициирует ведомство в ближайшие 4 года

Проект Плана законотворческой деятельности по развитию банковского сектора РФ сегодня опубликовал на своем сайте  Минфин РФ. Согласно программе ведомства, в ближайшие четыре года будут внесены более 20 поправок в действующие законы и разработаны новые в рамках Стратегии развития банковского сектора РФ на период до 2015 года.

В 2011 году планируется предпринять на законодательном уровне меры по развитию банковского обслуживания нефинансового сектора экономики и населения. В частности, по замыслу авторов Стратегии, в настоящее время важно совершенствование залогового законодательства, в том числе в части создания системы регистрации уведомлений о залоге, а также в отношении залога жилых помещений (ипотека).

Кроме того, Стратегией предусматривается, что стабилизации ресурсной базы банковского сектора будут способствовать изменения в законодательстве, предусматривающие совершенствование регулирования сберегательных (депозитных) сертификатов, а также возможность включения в договор условия о предварительном уведомлении банка, если вкладчик досрочно забирает вклад, особенно в крупных размерах. Также стабилизации будет способствовать и рассмотрение вопроса о введении нового вида срочных банковских вкладов, вовсе не предусматривающих права досрочного востребования суммы вклада или ее части.

В связи с этим в проекте Плана на 2011 год значатся: подготовка проекта ФЗ по совершенствованию залогового законодательства в части установления регистрации залогов движимого имущества и создание системы регистрации уведомлений о залоге, а также подготовка проекта ФЗ «О внесении изменений в Гражданский кодекс РФ, статью 36 ФЗ «О банках и банковской деятельности» и статьи 10, 12 ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ».

В настоящее время у Банка России ограничены правовые возможности по оценке рисков и ситуаций в кредитных организациях, считает Минфин. Кроме того, в существенной степени российское законодательство не отвечает международно-признанным подходам в части осуществления надзора на консолидированной основе, а также в части определения (в целях ограничения концентрации кредитного риска) критериев связанности заемщиков между собой и связанности заемщиков с банком. Также не соответствует международным стандартам возможности Банка России реагировать на недостатки в деятельности кредитных организаций, банковских групп и банковских холдингов. Авторы Стратегии подчеркивают, что необходимо укрепить правовую основу надзорной деятельности Банка России, уточнив его полномочия.

В связи с этим в 2012 году предполагается подготовить проект ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» в части регулирования отношений, связанных с осуществлением функций контроля и надзора на финансовых рынках и применением регулирующими органами мотивированной оценки.

Также будет продолжена работа по совершенствованию законодательства, а также нормативно-правовой и рекомендательной базы Банка России в сфере противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В Стратегии отмечается, что необходимо уточнить функции и компетенцию совета директоров (наблюдательного совета) и исполнительных органов кредитной организации. При этом установив, что руководство банков должно добросовестно и квалифицированно выполнять свои функции. Кроме того, актуальна проблема установления ответственности руководителей банка, которые своими действиями способствовали ухудшению финансового положения банка, доведению его до банкротства, отзыва лицензии.

В связи с этим в 2012 году планируется подготовить проект ФЗ «О внесении изменений в федеральные законы «О банках и банковской деятельности», «О Центральном банке РФ (Банке России)» в части конкретизации требований к руководителям и учредителям (участникам) кредитной организации, предоставления Банку России полномочий по контролю за соответствием указанных лиц установленным требованиям, осуществлению сбора информации об их деловой репутации, ведению соответствующих баз данных, обработке и ведению персональных данных, а также на сокращение круга руководителей филиалов кредитных организаций, требующих согласования с Банком России.

Также планируется подготовить проект изменений, закрепляющих полномочия Банка России по установлению требований к системам управления рисками в кредитных организациях, в том числе вопросов, относимых к компетенции совета директоров (наблюдательного совета), требований к составу этого органа управления и процедурам принятия решений советом директоров (наблюдательным советом).

Для защиты прав кредиторов банков Стратегией предусматривается установление ответственности, включая уголовную, для руководителя, а также лица, ответственного за составление и (или) представление бухгалтерской и иной отчетности, а равно за представление неполных, либо заведомо ложных сведений с целью сокрытия информации о фактическом финансовом положении банка.

В связи с этим на 2012 год намечена разработка поправок в Уголовный кодекс РФ, предусматривающих уголовную ответственность за внесение в бухгалтерские, иные учетные и отчетные документы, ложных сведений, либо существенных изменений, искажающих их действительное содержание.