Защищать потребителей становится все сложнее
– При продвижении на рынок этой продукции реализаторы приписывают ей чрезвычайные лечебные свойства, – отмечают в пресс-службе инспекции. – Например, утверждают, что эти препараты и приборы по своим возможностям могут нормализовать высокое или низкое кровяное давление, уничтожать вирусы и бактерии, а также лечить болезни опорно-двигательного аппарата, мочеполовой системы, онкологические и другие заболевания, которые на самом деле требуют профессионального лечения.
Пользуясь мощным информационным влиянием, эти товары предлагают по цене, в десятки и даже сотни раз превышающей рыночную. Кроме того, нарушения при реализации проявляются, как правило, и в том, что предприятие, вопреки требованиям статьи 13 Закона Украины «О защите прав потребителей», не оформляет должным образом правоотношения с потребителем (то есть не предоставляет документ, удостоверяющий факт заключения договора, который в дальнейшем будет основой для возникновения взаимных прав и обязанностей), а также не дает потребителю достоверную, своевременную и доступную информацию, предусмотренную законодательством о защите прав потребителей.
– Отсутствие документа о покупке и информации приводит к тому, что территориальные органы Госпотребинспекции не в состоянии эффективно выполнить возложенные на них функции по защите прав потребителей и принимать соответствующие меры к таким субъектам хозяйствования, – отмечают в пресс-службе. – Полноценное решение проблемы возможно исключительно при условии совершенствования законодательства.
А поскольку розыск предприятий не входит в полномочия органов по делам защиты прав потребителей, Госпотребинспекция Украины и ее территориальные органы в данном вопросе сотрудничают с Министерством внутренних дел Украины и органами местного самоуправления.
Согласно части второй статьи 13 Закона «О защите прав потребителей», перед заключением договоров на расстоянии продавец или исполнитель услуги должен предоставить потребителю следующую информацию:
– наименование продавца (исполнителя), его местонахождении и порядок принятия претензий; – основные характеристики продукции; – цена, включая плату за доставку, и условия оплаты; – гарантийные обязательства и другие услуги, связанные с содержанием или ремонтом продукции; – другие условия поставки или выполнения договора; – минимальная продолжительность договора, если он предусматривает периодические поставки; – стоимость телекоммуникационных услуг, если она отличается от предельного тарифа; – период принятия предложений; – порядок расторжения договора.
В случае, если такая информация не предоставлена, субъект хозяйствования несет ответственность согласно статьям 15 и 23 Закона «О защите прав потребителей».