Психолог Наталия Улендеева дает советы, как правильно выбирать и дарить подарки

27.12.2013; Рубрики:  В центре внимания , Вопрос-ответ  

Подарить подарок так, чтобы он понравился, – целое искусство. Ведь даже самая дорогая вещь, преподнесенная без особых эмоций, не доставит столько радости, сколько безделушка, подаренная с душой! В канун праздников эта тема становится особенно актуальной – что подарить? Многообразие магазинных витрин порой заставляет только еще больше путаться.

На самом деле все не так сложно. Если вы еще в поисках подарков для родных и друзей, возможно, следующие рекомендации вам пригодятся. Психолог Наталия Улендеева убеждена, что подарки следует выбирать, учитывая особенности формирования психических функций.

– Наталия, думаю, многие родители сейчас задумываются о том, что же подарить своему чаду на Новый год, при этом хочется сделать  сюрприз, который принесет радость ребенку. Какие советы по выбору подарка Вы можете дать родителям?

– Во-первых, сразу можно оговориться, что очень часто ребенок просит что-то определенное. Если у вас есть возможность купить то, что он хочет, это будет самым лучшим подарком. Если малыш найдет его утром под елочкой – неважно, верит он в Деда Мороза, или говорит, что это вы ему дарите, – получать подарок с самого утра всегда приятно. Дальше подарки можно условно разделить по возрастам.

– До трех лет, как правило, подарки дарятся не столько ребенку, сколько родителям. Это может быть диск с какими-то детскими песнями, книга развивающих игр, крупногабаритные конструкторы – все, что будет развивать малыша. Хорошо дарить погремушки – все шуршащее-звенящее. Однако, выбирая музыкальную игрушку, подумайте, не будет ли она раздражать всех домочадцев. Мягкие игрушки сами по себе приятны, но в подарках лучше всего уделять внимание именно развивающему аспекту. Если вы все-таки решили подарить мягкую игрушку, обратите внимание на ее «лицо». До трех лет в изображении дети лучше всего воспринимают глаза, они должны быть добрыми, милыми.

В этом возрасте для детей важно эмоциональное общение, поэтому имеет значение то, с каким настроением вы дарите подарок. Обнимите ребенка, расскажите по какому случаю  для него приготовлен  сюрприз, сочините историю, как вы его выбирали . Можно преподнести игрушку, сделанную своими руками. Для ребенка это не принципиально, главное, чтобы приносило радость.

– С началом детсадовского возраста намного ли меняются потребности детей?

– С трех до шести лет они начинают активно  познавать мир. Ведущим типом деятельности становится игра. Здесь можно дарить всевозможные развивающие подарки: настольные игры (в которые можно играть всей семьей), конструкторы, спортинвентарь – лук и стрелы, дартс, мячи, коньки, лыжи, танцевальные коврики для всей семьи – очень сейчас модно. Хорошим подарком также могут стать всевозможные наборы: милиционера, стоматолога, парикмахера. Опять же, уместны подарки, сделанные своими руками. Нарисуйте лабиринт с сюрпризами, сделайте кукольный театр, сшейте маскарадные костюмы – сотворите для ребенка сказку и, поверьте, это запомнится больше, чем просто подаренная игрушка.

Что касается всевозможных детских гаджетов – компьютеров, планшетов, телефонов – если вопрос не стоит принципиально, лучше отказаться: от компьютерных игр детей и так не оторвать. А ребенка нужно развивать творчески, чтобы брошенный на пол шарфик был и рекой, и огнем, и чем-то еще. Нужно играть, ничего готового детям лучше не давать. В процессе игры формируются образы, развивается креативность.

– Дети живут в виртуальном мире, а компьютерные герои становятся реальными – мультяшек, роботов мы уже видим на прилавках. Какой смысл несут такие игрушки?

– Мир ребенка – это мир сказки. Он верит, что стул может стать домиком, перчатки бывают говорящими, а песочек – это еда… Для малыша это вполне нормально. Единственная оговорка: есть страшные герои, те же «Энгри бёрдс» – это   злые птички. Покупая ребенку такую птичку, что мы в нем воспитываем? Вряд ли доброту. Обратите внимание, что делает любимый компьютерный герой в игре, ведь главное – не травмировать психику. В остальном, такие игрушки никак не повлияют на ребенка.

– Многим родителям наверняка знакома ситуация, когда дорогостоящая игрушка надоела уже спустя полчаса, даже если ребенок сам просил ее купить.

– Рано или поздно любая игрушка становится неинтересной – это нормальная реакция. Но это не повод для расстройства, просто через какое-то время ребенка нужно снова переключить на эту игру. Организуйте совместную деятельность. Обычно так бывает: лежит игрушка, никому не нужна, а кто-то ее берет – бац, она всем необходима. То же самое можете сделать и вы. Не пройдет и пары минут, как малыш прибежит, возьмет игрушку, и сам будет играть.

– Дети в возрасте с шести до двенадцати лет уже вовлечены в учебную деятельность, но все еще играют с игрушками. Здесь не обойдешься самодельным театром – нужен подарок. Это еще могут быть машинки, куклы, но можно дарить и книги, диски с мультфильмами. Подойдут  принадлежности для учебы – красивый пенал или набор необычных красок. Не то, что необходимо для учебы, а дополнение. Уместны коньки, лыжи, а также игры, влияющие на общение со сверстниками. К классу четвертому можно подарить хороший планшет. Хотя учтите, что в основном он будет использоваться в качестве игрушки.

Опять же, каждый подарок должен быть эмоционально окрашен. Продемонстрируйте ребенку, что вам это интересно. В то же время, соблюдая границы – теперь это лично его вещь, принадлежащая только ему.

– С 12 до17 лет ведущей становится направленность на общественную деятельность; у подростка возрастает интерес к самому себе, приходит осознание личности, самопонимание – подарки должны носить лично ориентированный характер. Для девушек это могут быть украшения, косметика, одежда. С парнями сложнее, но все же можно подарить какие-то вещи личного пользования, абонемент в бассейн или тренажерный зал, запись на курсы или кружок. Подросткам можно организовать веселый праздник – съездить на концерт, в кино, костюмированную вечеринку. В этом возрасте появляются увлечения – музыка, фотоискусство, танцы – можно дарить музыкальные инструменты, фототехнику, телефоны, планшеты, как ни банально звучит – книги. В этом возрасте можно просто дарить деньги на организацию торжеств. Главное – исполняйте не ваши мечты, а ребенка.

Но вообще, если от друзей подросткам приятно получить в дар любую безделицу, от родителей все же ожидаются практические подарки. Важно, как они преподносятся. Хорошей идеей может стать фотосессия, либо потрудитесь над созданием фотоколлажа, нарисуйте или закажите карикатуру или шарж, приготовьте именной торт. Массу впечатлений оставляют приключения – когда подарок не просто преподносится, а его еще нужно найти: не поленитесь, придумайте веселый конкурсы и задания – это будет незабываемо!

– Лет с 17-ти их значимость вообще стирается. Важным остается внимание (!!!). Полет фантазии не ограничен, главное, вложить душу. Делайте сюрпризы из цветов, воздушных шаров, свечей, дарите символические подарки, – в общем, все, что скажет о вашем отношении к тому, кому предназначет подарок.

А чтобы получить подарок, который хотите вы сами, необходимо о нем упомянуть в ненавязчивой форме, как бы случайно оговориться либо помечтать вслух. Позвольте своим близким порадовать вас именно тем, что бы вам хотелось получить.